Как проверить аккумулятор своими руками
Итак, как же проверить работоспособность аккумулятора автомобиля?
Диагностика аккумулятора — проверка напряжения, уровня и плотности.
Обычному обывателю из всех этих методов доступнее всего лишь тестером проверить аккумулятор автомобиля и визуально его осмотреть, ну и разве что заглянуть вовнутрь (если АКБ обслуживаемая) дабы посмотреть цвет и уровень электролита. А чтобы полностью проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность дома нужны еще денсиметр и нагрузочная вилка. Только так картина из состоянием батареи будет максимально ясна.
Поэтому, если таких приборов нет, то минимальные действия которые доступны всем — это использовать мультиметр, линейку и воспользоваться штатными потребителями.
Как проверить аккумулятор своими руками
Чтобы сделать проверку аккумулятора без спецсредств, нужно знать его мощность (скажем, 60 Ампер/час) и нагрузить его потребителями наполовину. Например, подключив параллельно несколько лампочек. Если спустя 5 минут работы они стали гореть тускло, значит, АКБ не работает как надо.
Как видите такая домашняя проверка слишком примитивна, поэтому без инструкции как узнать реальное состояние автомобильного аккумулятора не обойтись. Придется подробно рассмотреть принципы и все доступные методы проверки, вплоть до измерения плотности электролита и испытания нагрузкой с имитацией работы стартера.
Технология замера утечки тока
Как проверить аккумулятор, с целью определения утечки тока, тестером:
- Автомобиль предварительно готовится к проверке. Для этого отключаются магнитола, габариты, свет в салоне авто.
- Следом в разорванную цепь подключается амперметр и снимаются данные.
- В случае обнаружения амперметром тока утечки, нужно поочередно вытащить и поставить на место в строгом порядке ряд предохранителей и реле. Это позволит понять, в какой цепи происходит утечка. После этого ток должен нормализоваться.
Для того, чтобы правильно при помощи тестера научиться определять утечку тока, рекомендовано следующее видео:
Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?
Как мы теперь понимаем измерить напряжение аккумулятора недостаточно, а проверить нагрузочной вилкой не всегда представляется возможным и еще не каждый аккумулятор можно ею проверить правильно. Что же делать?
Примерно 35 лет назад, в недрах компании Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора. А первый прибор был выпущен компанией Midtronics, основатель которой приобрел и успешно применил патент на данную технологию. Тестеры аккумуляторов на основе данных о внутреннем сопротивлении делают анализ состояния пластин аккумулятора и вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ССА — ток холодной прокрутки, тем больше шансов запустить двигатель автомобиля зимой.
Такая проверка аккумулятора практически лишена проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодной прокрутки аккумуляторов:
-
Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии
-
Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда — не нужно ждать
-
Проверка не разряжает аккумулятор — не нужно его заряжать после проверки
-
Это полностью безопасно — нет риска короткого замыкания
-
Количественный анализ аккумулятора, а не только качественный
Почему автомагазины боятся таких тестеров?
Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеренного пускового тока — главную характеристику автомобильного аккумулятора, т.е. какой максимальный ток, может отдать этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Нагрузочная вилка дает понимание, как аккумулятор ведет себя под нагрузкой, но ни как — какой силы ток она может отдать.
Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам — подключите к выводам аккумулятора, затем выберете базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) — чтобы тестер сравнил полученное значение и следим за указаниями тестера.
Такие тестеры в настоящее время широко распространены. Есть специальные дилерские прибора, а также и бытовые модели. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так же рынок заполонили низкокачественные китайские поделки.
Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым — эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумуляторе и предупредит Вас о необходимости его замене. Например на фото, новый аккумулятор с базовым значением 540ССА, а вот измеренное значение всего лишь — 427 ССА. Такой аккумулятор обязательно подведет автолюбителя зимой.
Стоит отметить, что есть еще один последний вариант проверки аккумулятора и этот метод тестирования аккумулятора самый правильной, но долгий и затратный.
Как визуально проверить аккумулятор
Осмотреть корпус аккумулятора на наличие трещин корпуса и потеков электролита. Трещины могут возникнуть в зимнее время, если АКБ плохо закреплен и имеет хрупкий пластиковый корпус. При работе на аккумуляторе собираются влага, грязь, испарения или потеки электролита, что, вместе с окисленными клеммами, способствует саморазряду. Проверить можно, если подключить один щуп воль, а вторым провести по поверхности АКБ. Прибор покажет, какое напряжение саморазряда имеется на конкретном аккумуляторе.
Потеки электролита можно устранить щелочным раствором (чайная ложка соды на стакан воды). А клеммы зачищаются наждачкой.
Признаки неисправности аккумулятора
О том, что у вас сел или сломался аккумулятор, могут свидетельствовать некоторые признаки, среди которых:
- двигатель стал заводиться очень вяло (стартер плохо крутит). Как правило, это говорит о низком заряде аккумулятора, которого не хватает для поджигания топливной смеси, так как искра достаточно слабая;
- заряда аккумулятора надолго не хватает. Чаще всего с такой проблемой автомобилисты сталкиваются в зимнее время, когда полностью заряженной АКБ хватает только на несколько запусков двигателя. О быстром снижении заряда аккумуляторной батареи зачастую свидетельствует недостаточный уровень электролита.
Машина плохо заводится – признак неисправности АКБ
Игнорировать эти признаки нельзя, так как выйти из строя аккумулятор может в самое неподходящее время, например, где-то далеко за городом. Поэтому при первых признаках неисправной работы АКБ нужно немедленно проводить диагностику.
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
Уровень электролита проверяется только на тех АКБ на которых предусмотрено обслуживание. Для его проверки нужно опустить стеклянную трубочку (с нанесенными делениями) в заливное отверстие аккумулятора. Достав до сепараторной сеточки нужно зажать пальцем верхний край трубочки и вытащить ее. Уровень электролита в трубке будет равным уровню в батарее. Нормальный уровень 10-12 мм над пластинами аккумулятора.
Низкий уровень электролита зачастую связан с «выкипанием». В таком случае нужно просто добавить воды. Доливка электролита производится только в том случае, если есть уверенность, что он, так или иначе, вылился с АКБ.
Основные симптомы и причины возникновения проблем с АКБ
Проверка батареи на работоспособность, как правило, осуществляется в двух случаях: при приобретении нового аккумулятора или если он начинает проявлять строптивость уже во время эксплуатации. В большинстве случаев, если исключить заводской брак, причинами преждевременного выхода из строя АКБ является или постоянный недозаряд, или регулярный перезаряд батареи. Все остальные причины можно назвать второстепенными и производными от этих двух.
Следствием недозаряда аккумулятора, возникающего при эксплуатации автомобиля с частыми, но непродолжительными поездками, или при неисправностях реле-регулятора, является сульфатация пластин, приводящая к снижению ёмкости АКБ.
Перезаряд грозит вскипанием электролита и осыпанием пластин, что ещё хуже сульфатации, поскольку такой аккумулятор восстановлению однозначно не подлежит.
Может ли автовладелец, не имеющий опыта обслуживания аккумуляторов, самостоятельно выполнить его диагностику, чтобы вовремя исправить имеющуюся проблему?
Существует несколько основных симптомов, указывающих, что с АКБ что-то не так и требуется более тщательная проверка его состояния:
- Наиболее очевидным признаком неисправности батареи является горящая лампочка с изображением АКБ на приборной панели. Обычно она загорается только во время пуска мотора и гаснет, как только он начал работать. Если сигнализатор горит постоянно или мигает во время движения авто – аккумулятор не получает заряд от генератора, а о вреде недозаряда мы уже говорили. Нужно немедленно искать причину проблемы и устранять её.
- Визуальный осмотр, выполняемый при проверке уровня масла, может выявить признаки вздутости корпуса батареи. Это – следствие перегрева или результат воздействия отрицательных температур (замерзание и расширение электролита). Такую батарею эксплуатировать нельзя.
- Некоторые АКБ имеют прозрачные окошки для проверки уровня электролита. Если вы заметили, что он из прозрачного стал тёмным или мутным – это свидетельство того, что пластины начали сыпаться и в скором времени батарея «умрёт».
- Наконец, неприятный запах тухлых яиц в моторном отсеке, являющийся следствием выделения паров серной кислоты, может свидетельствовать о постоянном перезаряде батареи со всеми вытекающими последствиями.
Во всех описанных случаях требуется проведение диагностических процедур, позволяющих уточнить диагноз и избежать наиболее неприятных последствий.
Восстановление сменного аккумулятора
Если есть возможность временно заменить неисправный АКБ другим, то агрегат удастся починить безопаснее, но на это уйдет больше времени. Способ может занять до месяца, поэтому применяется автовладельцами только при крайней необходимости.
Сначала требуется слить электролит, налить в емкость дистиллированной воды. Пластины должны полностью оказаться под жидкостью. Затем к аккумулятору подключается зарядка, подается напряжение порядка 14 В. В таком режиме АКБ оставляется на пару часов. Если после этого внутри будут интенсивно выделяться газы, снизьте напряжение до тех пор, пока газообразование не станет минимальным.
Залитая дистиллированная вода будет постепенно приобретать свойства электролита низкой концентрации. За счет протекания химической реакции полностью растворится сульфат свинца. Продержать АКБ в таком состоянии нужно на протяжении 1–2 недель, затем необходимо добавить новую дистиллированную воду, оставить еще на 2 недели. Если после измерения образовавшегося электролита он не поменяет плотность, то процесс можно завершить.
Применение зарядного устройства при проверке АКБ
Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.
Как проверить плотность электролита аккумулятора
Для измерения уровня плотности электролита понадобится автомобильный ареометр. Его нужно опустить в заливное отверстие аккумулятора и с помощью груши набрать такое количество электролита, чтобы поплавок свободно болтался. Затем посмотреть уровень по шкале ареометра.
Особенность такого измерение является то, что плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом в некоторых регионах будет разной в зависимости от сезона и среднесуточной температуры на улице. В таблице представлены данные на которые стоит ориентироваться.
Время года | Среднемесячная температура воздуха в январе (зависимость от климатического района) | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена | |
на 25% | на 50% | |||
-50°С…-30°С | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
-30°С…-15°С | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
-15°С…+8°С | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
0°С…+4°С | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
-15°С…+4°С | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Проверка ампеража с помощью мультиметра
Ввиду того, что самыми главными параметрами исправного АКБ являются емкость и заряд (напряжение), многие автомобилисты интересуются особенностями проверки силы электротока амперметром.
Для начала следует запомнить, что силу электротока абсолютно бессмысленно измерять на самой батарее. Помимо этого, такие действия могут обусловить короткое замыкание.
Чтобы проверить амперы АКБ с помощью мультиметра, показания нужно снимать с самой электроцепи. Но не забывайте, что этот параметр также зависит от типа и числа подключенных устройств.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Для проверки АКБ мультметром, нужно перевести последний в режим измерения постоянного напряжения и установить диапазон выше максимального значения напряжения для заряженной батареи. Далее надо подключить черный щуп на «минус», а красный на «плюс» аккумулятора и посмотреть показания, которые выдаст прибор.
Напряжение аккумулятора не должно быть ниже 12 вольт. Если напряжение ниже – значит АКБ разрядился более чем наполовину и нуждается в зарядке.
Полная разрядка аккумулятора чревата сульфатацией пластин.
Проверка аккумулятора при работающем двигателе
Проводить проверку аккумулятора при работающем двигателе нужно выключив все энергопотребляющие приборы — печку, кондиционер, автомагнитолу, фары и т.д. Проверка производиться стандартно, как и описано выше.
Обозначение показаний мультиметра при работающем аккумуляторе представлены ниже в таблице.
Показание тестера, Вольт | Что это значит? |
Пониженное напряжение, АКБ заряжается не полностью | |
13.5 — 14.2 | Нормальные показатели |
> 14.2 | Повышенное напряжение. Как правило, указывает на то, что АКБ разряжен |
Пониженное напряжение указывает на недозаряд АКБ. Вызвано это, как правило, неработающим/плохо работающим генератором или окисленными контактами.
Напряжение выше нормы скорее всего указывает на разряженный аккумулятор (это часто бывает при длительном простое транспорта, или в зимние периоды). Как правило, через 10-15 минут после подзарядки напряжение нормализуется. Если нет — проблема в электрооборудовании авто, что грозит вскипанием электролита.
Как проверить аккумулятор заряжен или нет при неработающем двигателе?
Во время проверки АКБ при заглушенном двигателе проверка мультиметром проводиться все тем же способом, как описывалось выше. Все потребители должны быть отключены.
Показания указаны в таблице.
Показание тестера, Вольт | Что это значит? |
11.7 | Аккумулятор практически полностью разряжен |
12.1 – 12.4 | АКБ заряжен примерно на половину |
12.5 – 13.2 | АКБ заряжен полностью |
Изготовление электролита в домашних условиях
Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.
Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.
Очень важно вливать именно кислоту в воду, а не наоборот. Из-за разности в плотностях можно получить неприятные последствия химической реакции.
После совершённых манипуляций, но прежде повторных замеров аккумулятор необходимо зарядить при помощи низкого тока. Это тот момент, когда дольше — значит, лучше. После зарядки замеры повторяют.
Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.
Альтернативная диагностика
Не только мультиметр поможет ответить на вопросы о работоспособности аккумулятора.
Есть несколько других способов, как проверить на работоспособность аккумулятор автомобиля у себя дома. Причём не всегда в ход идёт специальное диагностическое оборудование.
К альтернативным методам диагностики относится:
- визуальный осмотр;
- применение нагрузочной вилки;
- оценка состояния электролита.
Теперь про каждый вариант отдельно.
Визуальный осмотр
Чтобы выполнить такую проверку, достаточно узнать, на какие моменты стоит обращать внимание.
Визуально можно обнаружить следующие проблемы:
- трещины на корпусе АКБ;
- следы подтёков;
- повышенное количество загрязнений, влияющих на саморазряд;
- следы окислов на клеммах и выводах;
- появление ржавчины;
- плохо затянутые клеммы на выводах АКБ.
Если ничего подобного не наблюдается, то визуальный контроль батарея прошла успешно.
Применение нагрузочной вилки
Значительно эффективнее определить работоспособность проблемного аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. АКБ лучше извлечь из-под капота автомобиля.
Вилка имитирует нагрузку на батарею при запуске двигателя. Даёт понять, способна ли её АКБ восстанавливать свой заряд и ёмкость.
Есть 2 этапа.
- Первый этап. Батарея после полной зарядки остаётся в покое на 5-6 часов. Корпус нужно очистить, долить воду в банки при низком уровне. Оптимально, если температура будет в пределах 15-20 градусов Цельсия при тестировании. Плюс вилки нужно подключить к плюсу АКБ, а минус к минусу. Удерживается вилка максимум 5 секунд. Прибор должен показать 12,6-12,9 В. Если там меньше 11,5 В, то АКБ почти исчерпала свой ресурс.
- Второй этап. Теперь уже подаётся нагрузка. В схему нужно включить нагрузочное сопротивление. Тогда при полном заряде исправная батарея покажет 10,2 В. Если там 7,8 В, то АКБ полностью разряжена.
Почему-то многие опасаются применять такой тестер. Хотя при грамотном обращении это легко, безопасно и эффективно.
Проверка нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка — устройство, которое представляет собой некую электрическую нагрузку (как правило, резистор с большим сопротивлением или же тугоплавкая спираль) с двумя проводами и клеммами для подсоединения устройства к аккумуляторной батарее, а также вольтметром для снятия показаний напряжения.
Процесс проверки достаточно прост. Он состоит из следующих шагов:
- Работать нужно при температуре +20°С…+25°С (в крайнем случае до +15°С). Нельзя проверять холодную батарею, так как вы рискуете значительно ее разрядить.
- Вилка подключается к клеммам аккумулятора — красный провод к плюсовой клемме, а черный — к минусовой.
- С помощью прибора создается нагрузка с силой тока 100…200 Ампер (это имитация включенного стартера).
- Нагрузка действует на АКБ в течение 5…6 секунд.
По результатам показаний амперметра и вольтметра можно говорить о состоянии аккумулятора.
Показания вольтметра, В | Процент заряженности, % |
>10,2 | 100 |
9,6 | 75 |
9 | 50 |
8,4 | 25 |
0 |
На полностью заряженном аккумуляторе после подачи нагрузки напряжение не должно упасть ниже 10,2 В. Если батарея немного разряжено, то допускается просадка до 9 В (однако в этом случае ее нужно обязательно зарядить). А после этого напряжение должно восстановиться почти сразу же, и через несколько секунд полностью.
Иногда бывает так, что если напряжение не восстанавливается, то велика вероятность замыкания одной из банок. Например, при минимальной нагрузке необходимо, чтобы напряжение восстановилось до 12,4 В (допускается до 12 В при немного разряженной батарее). Соответственно, чем ниже от значения 10,2 В упало напряжение — тем в худшем состоянии батарея. Таким прибором можно проверять аккумулятор как при покупке, так и уже установленный на автомобиле, причем не снимая его.
Измерение заряда мультиметром
Мультиметром называют прибор способный замерить ампераж, напряжение, сопротивление и температуру у технических устройств.
Данные тестеры применяют не только, чтобы замеривать заряд АКБ машин. Они с высокой точностью могут определить напряжение в батарее шуроповертов, ноутбуков и телефонов.
Например, многие устройства IPHONE работают на литий-ионных АКБ, которые очень удобно тестировать электронными японскими мультиметрами компании Sanwa или китайскими DT-830b.
Для современных владельцев авто это практически идеальный вариант. Стоимость такого прибора вполне приемлемая. Особенно удобно пользоваться теми моделями, которые оснащены электронными табло.
Такой точности, как при первом и втором способе проверки не будет. Однако померить заряд, когда это необходимо и сориентироваться в дальнейших действиях, вполне возможно.
Как пошагово замерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля:
- Необходимо при помощи соответствующих проводов подключить мультиметр. Тестер должен работать в режиме «вольтажа» (замера напряжения). Для этого его устанавливают на уровень 20Вольт.
- Специальными металлическими щупами, которые расположены на проводах, прибор прикладывается к клеймам батарейки (щуп красного цвета — к плюсу, черный – к минусу). В редких случаях провода бывают одинакового цвета.
- Далее на электронном табло должны появиться данные замеров.
Важный момент! При замере зарядки АКБ автомобиль должен быть выключен. Иначе прибор покажет недостоверные данные.
Для удобства автолюбителей разработана специальная шкала значений, помогающая по данным тестера определить степень заряженности батареи:
- Более 12,7Вольт – батарейка полностью заряжена.
- Если значения в диапазоне от 12,1 до 12,5Вольт, то батарея заряжена наполовину.
- В случае значений меньше 11,7Вольт – АКБ сильно разряжена.
Исходя из представленных параметров, можно сделать вывод, что значения напряжения на приборе менее 12,7Вольт, показывают частичную заряженность АКБ. В случаях, когда мультиметр показывает менее 11,7Вольт, аккумулятор стоит поставить на зарядку.
У любой машины постоянно происходит минимальная утечка тока (в пределах 50-80 мА.). В частности:
- на охранную сигнализацию расходуется 25-25мА;
- контроллер у системы впрыска забирает 5мА;
- магнитола автомобиля расходует 3мА;
- приборная панель с блоком центрального замка также забирает часть тока.
В результате все вместе разряжает АКБ в пределах 60мА. Эти затраты не являются для батареи критическими и её можно эксплуатировать еще несколько лет. Другое дело, если расход составит более 60-80 мА, то батарейка быстро разрядится.
Как проверить новый аккумулятор?
Проверка автомобильного аккумулятора перед покупкой — это очень важная процедура. Во первых — при использовании не совсем качественной АКБ дефекты часто появляются лишь спустя определенное время, что лишает замены батареи по гарантии. Во вторых — даже при своевременном обнаружении контрафакта процедура гарантийной замены может быть довольно затяжная (проверка и оценка товара специалистами, и т.д.).
Поэтому, дабы избежать проблем, перед покупкой можно воспользоваться простым алгоритмом проверки, который на 99 % убережет от приобретения некачественных АКБ:
- Внешний осмотр. Нужно посмотреть и на дату производства. Если АКБ более 2-х лет — лучше его не покупать.
- Замеры напряжения на клеммах при помощи мультиметра. Напряжение на новой АКБ должно быть не ниже 12.6 Вольт.
- Проверка АКБ при помощи нагрузочной вилки. Данную процедуру иногда сами продавцы предлагают сделать, если нет, то тогда желательно потребовать проверить работоспособность автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой самому.
Нагрузочная вилка — точный способ проверки
Есть ещё один, более точный способ проверки аккумулятора автомобиля. Здесь в качестве инструмента используется специальный прибор — нагрузочная вилка.
Прибор представляет собой достаточно точный вольтметр, параллельно которому встроена нагрузка, обеспечивающая ток 100–200 А. Подключая вилку к аккумулятору, мы заставляем её отдавать большой ток и одновременно измеряем напряжение на клеммах. Использование большого разрядного тока позволяет точно оценить текущее состояние АКБ.
Важно! Нагрузочные вилки выпускают на разные токи и напряжения. Для легковых автомобилей любого класса отлично подойдёт прибор, рассчитанный на напряжение 12 В и обеспечивающий разрядный ток 100–120 А.
Как проверить батарею при помощи этого прибора? Отключаем АКБ от нагрузки и выдерживаем в таком состоянии не менее 4–6 часов. Первый этап измерения — контроль напряжения без нагрузки. Подключаем кабель вилки (обычно оканчивается «крокодилом») к положительной клемме АКБ. Щупом вида толстого острого штыря касаемся минусовой клеммы АКБ. Считываем показания с прибора (может быть стрелочным или цифровым). Сверяемся с табличкой, приведённой ниже, и выясняем степень заряженности батареи.
Зависимость напряжения от степени заряженности АКБ
Степень заряженности, % | Напряжение без нагрузки, В | Напряжение под нагрузкой 100 А, В |
100 | 12,7 | 10,8 |
94 | 12,6 | 10,66 |
87,5 | 12,54 | 10,5 |
81 | 12.48 | 10,34 |
75 | 12,42 | 10,2 |
69 | 12,36 | 10,06 |
62,5 | 12,3 | 9,9 |
56 | 12,24 | 9,74 |
50 | 12,18 | 9,6 |
44 | 12,12 | 9,46 |
37,5 | 12,06 | 9,3 |
31 | 12 | 9,14 |
25 | 11,94 | 9 |
19 | 11,88 | 8,84 |
12,5 | 11,82 | 8,68 |
6 | 11,76 | 8,54 |
O | 11,7 | 8,4 |
Отсоединяем прибор, подключаем нагрузку. Как это сделать, описано в инструкции к конкретной вилке. В одних приборах она коммутируется мощными переключателями и кнопками, в других устанавливается в ножевые соединители. Снова подключаем. На этот раз щуп устанавливаем быстро и с силой, чтобы уменьшить искрение при подсоединении.
Ждём 4–5 секунд, считываем показания с вольтметра и тут же отключаем нагрузочную вилку. Пока она остывает, а батарея приходит в себя после токового удара, сверяемся с табличкой и смотрим, не выходит ли полученный результат за допустимые пределы. Если измеренное напряжение будет ниже заданного, то с аккумулятором явно что-то не так. На фото ниже под нагрузкой напряжение АКБ просело до 7 В. Батарее явно пора на пенсию.
Важно! Время измерения под нагрузкой не должно превышать 5 секунд. Перед повторным измерением необходимо выждать не менее 4–6 часов, чтобы АКБ восстановилась. В противном случае повторная проверка будет необъективной.
Виды неисправностей АКБ
Автоаккумулятор — емкость с набором положительных и отрицательных пластин из свинца или сплавов на основе лития, никеля, других металлов. Устранить можно только некоторые возникающие неисправности, при критическом состоянии целесообразно приобрести новый АКБ. Наиболее частые поломки:
- Отсутствие сульфатации пластин. Признаки — уменьшение емкости, недостаток мощности для вращения стартера, нагревание пластин, увеличение силы напряжения на токовыводах, кипение электролита.
- Нарушение целостности корпуса, коррозия угольных пластин. Неполадка выявляется по затемненному окрасу серной кислоты в батарее. Восстановить аккумулятор самостоятельно практически невозможно.
- Замыкание свинцовых пластин, размещенных в одной секции рядом друг с другом. Пластины может замкнуть из-за выкипания электролита, чрезмерного нагрева секции. Для восстановления работоспособности потребуется приобрести и установить новые пластины.
- Замерзание электролита. Некорректная эксплуатация АКБ, ошибки хранения приводят к тому, что зимой снижается температура жидкости. В результате повреждается корпус батареи, внутренние пластины из лития и свинца.
В ряде случаев для выявления работоспособности достаточно проверить стартер на аккумуляторе. Установить точную причину поможет комплексная диагностика с применением специализированного оборудования.
Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов?
Индикатор на аккумуляторе
Определить состояние аккумулятора на автомобиле, не имея специальных приборов довольно легко. Сделать это можно несколькими способами.
На современных АКБ имеется специальный индикатор зарядка, как правило в виде круглого окошка. Определить заряд можно по цвету данного индикатора. Рядом с таким индикатором на АКБ всегда располагается расшифровка, указывающая то, какой цвет соответствует тому или иному уровню заряда. Зеленый — заряд полный; серый — половине заряда; красный или черный — полному разряду.
При отсутствии подобного индикатора можно воспользоваться двумя методами. Первый — при помощи фар. Остывший двигатель запускают, и включают ближний свет. Если на протяжении 5 минут работы свет не тускнеет, то все в норме.
Второй (так же на холодную) — включить зажигание, подождать минуту, и потом несколько раз нажать на сигнал. При “живом” аккумуляторе звук гудка будет громким и непрерывным.
Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора
Если вы заметили некоторые ухудшение параметров, то можно проверить остаточную ёмкость аккумулятора. Такие измерения позволяет произвести прибор Lancol Micro-200. Он вычисляет оценку изношенности батареи и выводит основные показатели на экран. На фото ниже:
Тестер работоспособности аккумулятора Lancol Micro-200
- SOH — работоспособность аккумулятора в процентах от максимальной ёмкости.
- SOC — заряд батареи.
- R — внутреннее сопротивление АКБ.
Можно рассчитать остаточную ёмкость и самостоятельно воспользовавшись формулами.
Внутреннее сопротивление акумулятора указанное в паспорте
Допустим, есть АКБ с током холодной прокрутки 420 ампер, ёмкостью 60 ампер/часов и внутренним сопротивлением 4,2 мОм (0,0042 Ом). Данные по сопротивлению можно взять в паспорте на АКБ.
Для начала нужно рассчитать фактическое сопротивление. Перед началом замеряем напряжение на АКБ, к примеру оно составило – 12,69 вольт. Берём лампочку с фары мощностью 50 Вт и подключаем её к батарее через амперметр. Ток составил 3,65 ампер. Напряжение при подключённой лампочке – 12,5 В.
Подставляем значения в формулу: R (факт)=(12,69(напр. без нагр.) – 12,5 (под нагрузкой))/3.65 А (ток лампочки). Получаем R (факт) = 0,052 Ом.
Так как сопротивление также зависит от внешней температуры. При 25 градусах это 100%, а при минус 20, например, 40% от нормы. Нужно рассчитать эталонное сопротивление: Rэт = 0,0042*100 = 0,042 Ом.
Отсюда получаем C остат = 60*0,042/0,052 = 48,46 А/ч. Теперь посчитаем в процентах: 48,46/60*100%= 80%. Остаточная ёмкость аккумулятора — 80 процентов, что ещё неплохо.
Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора
Принято считать, что нормальный срок службы автомобильного аккумулятора при правильной эксплуатации составляет около пяти лет. Однако в случае жёстких условий эксплуатации или неправильного ухода АКБ может не прослужить и отведённого срока.
Для того, чтобы продлить срок службы аккумулятора следует соблюдать следующие довольно простые правила:
- Нельзя эксплуатировать уже разряженную батарею, особенно это актуально в холодное время года, т. к. в морозы нагрузка на АКБ увеличивается многократно, и в случае низкого заряда батарея может попросту не успевать заряжаться.
- Время от времени требуется производить чистку клемм и самих выводов аккумулятора, нелишним будет также проверять прочность их закрепления. Для профилактики окисления допускается использование солидола или технического вазелина.
- Батарея всегда должен быть надёжно закреплена, т. к. она крайне плохо переносит любую тряску и вибрацию, в случае продолжительного воздействия которой может происходить осыпание пластин.
- В зимнее время, перед тем как начать заводить автомобиль нелишним будет дать «разогреться» АКБ, включив дальний свет фар на несколько секунд. А также при запуске рекомендуется выжимать сцепление, для того, чтобы стартеру не пришлось вращать шестерни коробки передач в загустевшем на морозе масле.
Как определить напряжение по встроенному индикатору
Современные автомобили уже оборудованы встроенными индикаторами, которые могут помочь хозяину авто узнавать в любой момент о текущем состоянии заряда.
Впервые такие аккумуляторы вышли с конвейеров японских автоконцернов. Определить степень зарядки помогает специальное «зелёное окошко», которое и является индикатором.
Другое его название гидрометр. Цвет окошка зависит от степени заряженности:
- зеленый – заряжен;
- серый либо белый – емкость потеряна;
- черный – АКБ разряжена до конца, уровень электролита ниже критического.
В случае черного цвета аккумулятор рекомендуют заменить.
Если в машине стоит аккумулятор с индикатором, то делать замер заряда мультиметром или «нагрузочной вилкой» нет смысла.
Стоит отметить, что аккумуляторы такого типа стоят недешево. В некоторых случаях цена увеличивается примерно на треть. Не каждый автолюбитель готов переплачивать за такую батарею.
Тогда подойдут другие методы измерять заряд аккумулятора.
Как ухаживать за АКБ
Чтобы избежать лишних неприятностей, следует регулярно проверять аккумулятор и уделять ему нужный уход. Для этого АКБ и его клеммы нужно содержать в чистоте, а при длительном простое разряжать/заряжать. При сильных морозах аккумулятор лучше забирать из под капота в более теплое место. Некоторые производители рекомендуют заряжать АКБ раз в 1-2 недели, мотивируя тем, что иногда потребление превышает самозаряд аккумулятора. Таким образом, проверка аккумулятора задача вполне посильная и необходимая для исправной работы автомобиля.
Быстрая проверка показателей аккумулятора
В ряде случаев владельцам авто совсем некогда заниматься отсоединением АКБ от машины, а также «копаться» с освещением и приборной панелью. Такие хозяева машин определяют уровень зарядки АКБ без ее снятия, прямо под капотом.
Этот процесс выглядит следующим образом:
- Когда произошло замирание машины после выключения мотора, мультиметр подключают к АКБ по схеме: плюс к «+», минус соответственно к «минусу». Стоит учитывать, что показатели будут с незначительными отклонениями. 12,7Вольт – показатель нормы.
- Затем машина заводится. Когда мотор заработает, напряжение поднимется до 14,7Вольт.
- Рекомендовано проверить еще с нагрузкой (внешнее освещение, обогрев окон, средний режим печки). В таком случае норма – 14,6Вольт.
Измерить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром — задача посильная даже начинающему автолюбителю. Позволить себе дорогой аккумулятор, оснащенный специальным индикатором, может не каждый.
Практичным и универсальным вариантом считается измерение заряда АКБ мультиметром. Этот прибор, с говорящей приставкой «МУЛЬТИ», позволяет измерить не только напряжение, но и силу тока. Кроме того, мультиметр может пригодиться и для другой электротехники, включая телефоны, ноутбуки, шуруповерты. Помните, что приобретать такой прибор лучше у проверенных производителей в специализированных магазинах.
- https://instanko.ru/drugoe/kak-proverit-akkumulyator-multimetrom.html
- https://BatteryService.ru/kak-proverit-avtomobilnyj-akkumulyator/
- https://RadioLisky.ru/sovety-novichkam/kak-proverit-akkumulyator.html
- https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/proveryaem-samochuvstvie-akkumulyatora-avtomobilya-raznyimi-sposobami/
- https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/proverka-akkumulyatora-avtomobilya
- https://remam.ru/elektrik/kak-proverit-akkumulyator-na-rabotosposobnost.html
- https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-proverit-multimetrom
- https://znatokvaz.ru/elektrooborudovanie/proveryaem-akkumulyator-avtomobilya
- https://avtobasarf.ru/do-it-yourself/kak-proverit-akkumulator-avtomobila-na-rabotosposobnost.html